Путь к правде?
Когда же мы будем называть вещи своими именами? Называем стол столом - и это правда. Называем кошку кошкой - и это тоже правда. Но вот говорим о том, что наша проблема - это консолидация народов, что найти инвестиции - это проблема, что не так просто переориентировать отечественного предпринимателя на производство - это проблема. Проблематично справедливо распределить бюджетные средства и т.д. и т.п. Правда ли это? Как убедиться в степени истинности или заблуждения? Где критерии правды? И есть ли они? Или, как говорят, у каждого - своя правда? Случайны ли совпадения смыслов таких слов как, правда, правильно, права?
Есть очень простая подсказка. Заметьте, мы никогда не сомневаемся в правильности ответов, когда за словом видим конкретный образ. За словами “стол, стул, самолет или автомобиль, вилка и тарелка” и др. встают вполне конкретные не вызывающие ни у кого сомнения образы. Следовательно, в этом случае мы говорим
, и другие соглашаются с нашей правдой.Несомненно, правда стоит и за умозаключением, что дважды два - четыре, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, что сумма внутренних углов в треугольнике равна 180
° и т.п. - в этом нас убеждают логические рассуждения, основанные на допустимых посылках и очевидных геометрических построениях.Таким образом, можно утверждать, что правдиво все то, что мы видим, что зримо, что оче-видно. Всякие умозрительные заключения можно признать правдоподобными, если они представлены не только словами, текстами, сколько - образами, схемами (мы это видим). Всякие образы или схемы, как бы бессловесно, несут нам весь объем правды. Что бы нам не говорили, на каком бы словесном языке не объясняли - русском, английском, казахском и т.д., принимать это на веру нельзя. Если человек видит проблемы, пути и способы их разрешения - пусть покажет
.Не только народ Казахстана, России, других республик бывшего СССР находится в тяжелейшем кризисе. Все человечество
, по сути, бьется над вопросами бытия. Что есть ложь, а что правда? Что происходит на самом деле? Кто мы и куда идем? В чем смысл жизни? В чем миссия Человека?Человек, в отличие от животного, обладает двумя основными средствами познания правил жизнесуществования, поведения. Поведения, обусловливающего его и выживание, и развитие, и сохранение окружающей среды. Это глаза и разум. Оба имеют дело с образами. Только глаза служат для восприятия конкретных образов внешней среды, а разум - для работы с ними.
И вот здесь - помедленней. Homo sapiens (человек разумный) имеет генетическую способность абстрагироваться, переводить конкретные образы в абстрактные и наоборот. К примеру, то, что мы называем точкой - всего лишь условная абстракция. Всякий предмет можно мысленно и реально, т.е. физически, удалять от себя до тех пор, пока он не станет “точечным объектом”. И уж с потерей его конкретных очертаний, согласитесь, нельзя со всей прямотой утверждать, что это - птица или самолет, книга или кирпич, человек или животное и т.д. Другими словами, абстрактным мы называем то, образ чего в деталях не виден.
Абстракции не удобны, вызывают неосознаваемое притупление сознания. Большое количество употребляемых абстрактных слов, таких как функция, материя, экономика, социализм, предпринимательство, демократия, консенсус и многие другие, нас быстро утомляет. Мы не видим, а потому и не можем показать ни себе, ни другим их конкретные образы. В этом и состоят настоящие проблемы человека. Проблемы в том, что не видим, не осознаем даже необходимости в образном, схематичном представлении понятий. А ведь если всмотреться в них, то становится очевидным, к примеру, что реформировать можно только формы, а если конкретно - то образы и схемы нашей деятельности. Безответственность политиков, вбросивших в конце восьмидесятых, ставшее нарицательным, слово “перестройка”, как раз и состоит
, а непонимании самого предмета перестройки - деятельности мыслительной и практической: в политике, науке, педагогике, управлении и проч. Но что делать, если ни один министр или сенатор не понимает, чем отличается деятельность от работы или труда? Для них это синонимы, т.е. близкие по смыслу, а по сути “склеенные” в сознании абстрактные иррациональные образы. Такое “образование” они получили. Не удивительно, что вместо решения собственной, внутренней проблемы умозрения, они решают внешние проблемы неплатежей, инвестиций, кадров и др., действуют в соответствии с известными героями басен Крылова - тут тебе и лебедь, рак и щука, и мартышка с ворохом очков, и звери-оркестранты, и проч.Ну вот, кажется, договорился. Дальше некуда. О чем сыр-бор то? Да все о том же - о правде, которую надо явным образом, зримо представить всему обществу. Показать, наконец, народу (слова богу есть телевизор) - что же мы строим, перестраиваем - рыночную экономику, правовое государство, деятельность парламента, акиматов и проч. В виде схем реальных и идеальных моделей! Ведь только конструктивные схемы можно проверить на логичность последовательности функций. Сверять по ним, как по маршрутным картам, реальное движение общества. Опять непонятно? Бред какой-то? Как показать
- то? Ладно модели, как показать в виде схем (а значит и конкретизировать) сами абстрактные категории, к примеру, управление, администрирование, согласование и т.п.?И вот здесь, читатель, самая главная закавыка, то бишь парадокс. Подобные вопросы давно мучили мыслителей. Читайте Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. А затем и нашего современника - московского методолога, академика Анисимова Олега Сергеевича. Они рассказывают о том
, как надо мыслить, чтобы все абстрактное становилось конкретным. Анисимов создал универсальный Язык схематических изображений мысли - ЯСИ. Удивительно, что как раз к началу пресловутой “перестройки”, Анисимов вместе со своими учениками построил с помощью ЯСИ практически весь понятийно- категориальный арсенал и для политиков, и для психологов, и для педагогов, и для экономистов, и для предпринимателей. Более того, выпущена масса методологических пособий, построены схемы деятельности для различных структур. К примеру, так выглядит схема полного цикла товарно-денежного обращения предпринимателя:
|
Поясним схему. Нацеленность всякого предпринимателя на прибыль понятна всякому. Каков же механизм систематического увеличения его капитала, какова в этом процессе роль рынков и госорганов власти?
На схеме показана последовательность действий предпринимателя, ориентированного на получение прибыли благодаря приобретению некого интеллектуального товара Ти, изготовлению и реализации на его основе товара материального Тм. Затруднения предпринимателя, связанные с недостаточностью тех или иных ресурсов, вынуждают его идти на соответствующие рынки. Можно отчетливо проследить трансформацию начального капитала в прибыль и главную функцию рынков - взаимовыгодный обмен сторон теми или иными товарами (услугами). Логика развития предпринимательского цикла однозначно расставляет приоритеты товаров и рынков. Очевидно, что самый выгодный способ
вложения и начального и банковского капитала - в интеллектуальные товары и соответствующие бизнес-проекты.На интеллектуальном товаре следует остановиться особо. Многие понимают под ним лишь инженерные изобретения, открытия, ноу-хау (секреты) в области технологии, организации и проч. Во-первых, интеллектуальный товар является продуктом интеллектуальной деятельности и, следовательно, мы вправе предъявить требования за вид и качество этого товара деятелям всех сфер. Особенно - к политическим деятелям, педагогам и ученым, поскольку именно от них зависит организация и мобилизация усилий общества по созданию конкурентоспособного на мировом рынке, совокупного интеллектуального товара государства. К примеру, законы, принимаемые парламентом, и способности наших мажилисменов и сенаторов, являются внутренним интеллектуальным товаром, за который они получают заработную плату из бюджета, складываемого, в первую очередь, из налоговых поступлений всего работающего населения. Другое дело, что этот и совокупный интеллектуальный товар страны “некондиционен” - Казахстан согласно отчету Института экономических исследований за 1998 г. занимает по индексу человеческого развития 93-е место в мире.
Приведенная схема предписывает главный стратегический приоритет внутренней экономической политики для любого предпринимателя, предприятия, государства - формирование собственных конкурентоспособных знаний и способностей. Далее создание новых методик, технологий, проектов, материальных товаров, далее реализация последних на внутренних и внешних рынках сбыта. Внешняя экономическая политика сводится к приобретению и использованию новейших интеллектуальных разработок других государств, опережающей трансформации их в соответствующие материальные товары и реализации на внешних рынках сбыта.
Внимательный читатель может увидеть на схеме реалии сегодняшнего дня. Например, когда предприниматели-коммерсанты ввозят на внутренний рынок взамен валюты материальные товары Турции, Китая, Германии и др., когда государство экспортирует сырье и средства производства при одновременном интенсивном сокращении интеллектуального сектора нашей экономики, логически не может не быть эмиграции интеллекта, сокращения материального производства, увеличения безработицы и проч., в конечном итоге - незаметного наступления односторонней экономической и политической зависимости от других стран. Интеллектуальная немощность - главная угроза самостоятельности и независимости что для отдельного предпринимателя, что для государства. Игнорирование этого факта, ориентация политиков на привлечение иностранных инвестиций и “развитие” малого и среднего бизнеса безотносительно приоритета профессиональной состоятельности предпринимателей - глубоко ошибочны и в настоящее время должны быть главным предметом озабоченности партий, профсоюзов и общественных движений. Должен же кто-то потребовать от власть имущих работать на свое, а не на чужие государства.
Приведенная схема деятельности предпринимателя содержит в себе и многие другие смыслы - системные требования к науке, образованию, материальному производству и др. Для этого достаточно вникнуть в абстрактный язык схемы, принципы цикличности и выведения каждого последующего действия из предыдущего. Можете себе представить, насколько было бы упорядочено общественное развитие, если бы активная часть общества и ее лидеры знали всю Теорию деятельности, содержащую десятки подобных схем. Традиционному субъективному подходу, замешанному на произволе и бесконечно прикрывающемуся псевдодемократической ширмой голосования людей, культура сегодня противопоставляет законы объективной логики и согласования строящихся на их основе схематически представленных точек зрения (а не самих людей!).
Хотите верьте, хотите нет , но для желающих путь к правде открыт. И сложившаяся культура - методология мышления, относится к разряду новейших мировых технологий. Независимо от нежелания некоторых политиков, ученых советов и др. ее признавать. Спросите, а доводили ли методологи эту информацию до власть имущих? Конечно. Пытались. И встретились с нормальной, естественной неготовностью мыслить настоящим образом и молчаливое отторжение. Как говорится, поезд ушел. “Раньше надо было учить. Работаем
, как можем. И вообще, мышление - интимная область, в которую непозволительно вмешиваться никому”.Так, да не так. Ведь речь идет о выработке общих понятий, концепций деятельности, государственных законов, от этого зависит судьба всех. Поэтому нужно все сделать
, чтобы государственные деятели предъявили народу прозрачные схемы поступательного общественного развития. Конечно, для того, чтобы научиться строить схемы деятельности, т.е. логически мыслить, нужно будет снова сесть за парту. И здесь, в условиях президентской республики, без высшей политической воли, видимо, не обойтись.В некоторых учебных заведениях предпринимаются попытки выделить мышление (политическое, управленческое, педагогическое, предпринимательское и др.) в качестве главного предмета образования. Так, например, в Карагандинском государственном техническом университете на факультете предпринимательства и управления ведется подготовка управленцев нового типа. Этому посвящены такие новые дисциплины, как “Методология мышления и деятельности”, “Акмеология управления”, “Схемотехника”, “Игровое моделирование ситуаций”, “Теория деятельности” и др. Обучение будущих менеджеров ведется на основе моделирования реальных и возможных рыночных ситуаций. Применяются уникальные формы образования - организационно-мыслительные, организационно-деятельностные и др. игры. Университет ориентируется на подготовку специалистов широкого профиля с хорошим знанием социальных и технических систем, имеющих развитые рыночные способности самоорганизации и самоуправления
.Однако
, таких примеров крайне мало. Казалось бы, чего стоит нашим политическим деятелям внимательно присмотреться к новейшим разработкам в области культуры мышления, к самой необычной профессии методолога? Глядишь - там откроются совершенно неожиданные выходы разрешения и политического, и экономического, и финансового кризиса, устранения того безобразия, которое творит непрофессионализм.