Петр И. Жуковский
На Бухар-жырау музыка играла
…И все-таки Павлу Михайловичу удалось провести мне "масляной тряпочкой по сердцу"! Мы пошли испытывать воздействие генератора (см.
N2/96) на... музыкальные инструменты. Правда, для них этот опыт был уже не первый.Карагандинский музыкальный колледж им. Таттимбета, что на пр.Бухар-жырау, 37, уже в вестибюле встретил давно не ощущаемой и не слышанной мной атмосферой живых звуков музыки. В памяти всплыли детские воспоминания о солнечном классе, пальцы ощутили прикосновение теплого скрипичного грифа...
Первым объектом испытаний стала гитара. Конечно, самая ординарная! Какой же музыкант добровольно отдаст на "растерзание опытом", пусть даже и излучением, свой штучный - хороший инструмент? После 15-минутного облучения гитара в руках музыканта, и по его признанию (я не предварял мнение специалистов), зазвучала чище: исчез металлический "привкус" звука. Опережая события, отмечу, что "чище" - это первая и общая "оценка" эффекта воздействия генератора, возникшая и во всех последующих опытах - с домброй, баяном и роялем.
Особенно загадочен был баян. Если в остальных случаях эффект облучения казался более-менее понятен - воздействие на однородный материал инструментов: все они из дерева (как? - об этом позже), то тут тебе и металлические пластины, и пластмасса, и матерчатые меха, и - что там еще?
И как только пальцы мальчишки пробежали по кнопочкам и раздвинулись меха, все услышали очищенный (!?) звук.
Вот тут и родился точный, по-моему, образ действия генератора: экспериментатор как бы берет "влажную тряпочку" и стирает со звука "пыль".
Для музыкальных инструментов генератор выступает в роли своеобразного настраивающего на "аксионном" уровне камертона. То есть в процессе эксплуатации та же скрипка расстраивается. Но не в привычном смысле: тут просто - подкрутил колки и настроил. А на уровне полей - здесь источникам микрорасстройств несть числа: и в том числе - микротрещины. А генератор, как мощный камертон, выравнивает эти возникшие со временем микродиссонансы и заставляет звучать инструмент как единый, цельный резонатор
....В классе О.Плицына к уже названным эффектам добавились новые - рояльные краски. Сначала с инструментом поработал профессиональный настройщик, и Олег Владимирович "пробежался по клавишам". Потом минут двадцать "выглаживал", начиная с верхней деки-крышки, рояль генератором Павел Мячин.
Следующие пятнадцать минут мы слушали прекрасную живую музыку в исполнении прекрасного музыканта: Шопен, Рахманинов, Чайковский, джазовые фрагменты - словно побывали на концерте.
- Вы знаете, - прервал волшебные минуты (к сожалению) Олег Владимирович, - акустика, действительно, несколько изменилась.
В лучшую сторону.
Мне показалось, что звук у рояля стал более солнечным, округлым, сочным!