А.А.Шпильман
Компьютер
- СовестьПопробуем представить прекрасную, высокоразвитую цивилизацию. Цивилизацию совершенного разума и гармонии… Цивилизацию нашей мечты.
Но могут ли быть в такой цивилизации все одинаковыми?
Наверняка, там могут быть личности, у которых далеко не всегда хватает разума для осознания ситуаций, в которые они попадают
, и не всегда хватает чувства гармонии для принятия правильного решения проблемы.Это приведет к появлению преступности в привычном для нас представлении? Маловероятно. Но, вероятно, эти "наивные дети" будут постоянным источником конфликтов в обществе.
Как быть? Приставить к этим "детям" наставников, надсмотрщиков, полицейских? Придумать "хорошие" законы? Построить тюрьмы для нарушителей?…
Эти стандартные решения, быстро низводят "Цивилизацию-Мечту" к привычному для нас обществу.
Но, для высокоразвитой Цивилизации, возможно, существуют и другие варианты решения данной проблемы. Например: можно попробовать привить к несовершенной душе нечто на подобии "совершенного компьютера". Который не будет вмешиваться в жизнь личности, но будет проявлять себя при попадании личности в конфликтную ситуацию.
Будет этого достаточно? Пожалуй, нет. В обществе простое избегание конфликтов недостаточно. Личности необходимо выполнять и некоторые функции в обществе (иначе это не будет обществом).
Таким образом, "компьютеру" необходимо выполнять еще одну функцию. Функцию активизации и задания направления деятельности личности.
Так появляется убежденность, так появляется чувство долга.
"Наивные дети" растут и совершенствуются, приобретают силу духа и "Компьтер-совесть" начинает терять свою власть над личностью. Вновь появляются конфликты.
Но попытки дальнейшего увеличения власти "Компьтера-совести" могут привести к остановке развития личности. К тому же, вероятно, "тепличные" условия жизни в "Цивилизации-Мечте" не будут способствовать дальнейшему развитию разума.
Появляется потребность в другом варианте решения проблемы.
Например: имеет смысл переселять "конфликтные" души в менее развиты цивилизации. В такие, где они максимально могут проявить свой потенциал, где у них будет значительно больше свободы в своей реализации, где они смогут приобрести жизненный опыт.
Что же произойдет с душами
-"переселенцами" в менее развитых цивилизациях?Вероятно, они быстро заразятся такими болезнями духа как зависть, жадность, тщеславие, национализм и т.д.
Может ли "Компьтер-совесть" защитить от заражения данными болезнями? Возможно, но не надолго. Потому что он сам становится источником и средой болезни
, называемой верованием. Религии успешно оправдывают человеческие пороки ("…Ибо грешен человек…") и направляют деятельность личности ("Компьтера-совести") на служение Идолу-Богу. Не будь "Компьтера-совести", не существовали бы религии.Возможно, было бы лучше отключать "Компьтер-совесть" при переселении души, но можно ли это утверждать однозначно? Тем более что, вероятно, по истечению некоторого времени, "Компьтер-совесть" становится неотъемлемой частью личности и его изъятие может разрушить личность. Так же как и изъятие механизмов экстрасенсорного восприятия, телепатии, телекинеза и т.п.
, которые использовала личность в своей профессиональной деятельности. А блокировка способностей - это не абсолютно надежное действие.Но эта проблема разрешима. Человек, развиваясь, совершенствуя свой разум, нарабатывая силу духа, постепенно овладевает полным контролем своей деятельности. Начинает переделывать себя так, как он считает нужным и "Компьтер-совесть" может перестать существовать как таковой. Человек постепенно переходит от функционирования по компьютерной программе к жизни через осознание. И такой Человек уже может быть истинным членом "Цивилизации-Мечты
".Это один из вариантов трактовки - что есть наша совесть.
Но могут быть и другие. Например: возможно, совесть это не нечто искусственно привнесенное извне, а утонченный инстинкт (рефлекс) самосохранения и выживания вида.
(На данную тему, читайте также статью "Y2K проблема в перспективе")