А.А.Шпильман
Предпосылки объемного восприятия мира
(продолжение, начало см. №5/95, №1/96, №2/96, №4/96)
(функциональное поведение)
Подходя в музее к картине во всю стену, Вы издалека охватываете картину одним взглядом, улавливая общий сюжет. Подходя ближе, Вы получаете возможность рассмотреть подробно отдельные детали, в то же время теряете возможность окинуть всю картину одним взглядом. Отойдя от картины, Вы снова видите всю картину, но воспринимаете ее более полно с учетом подробно рассмотренных деталей. В этот момент вы можете обнаружить, что какие-то детали вы пропустили, и снова подходите поближе. И так вы можете повторять многократно, каждый раз открывая для себя нечто новое.
Аналогично, сталкиваясь с некой задачей, в начале имеет смысл взглянуть на неё "издалека", почувствовать, что говорит вам ваше чувство гармонии и интуиция. Этот момент можно назвать - моментом всеохватывающий, параллельной обработкой информации. Оценив ситуацию, можно приступать к аналитической проработке отдельных деталей проблемы (момент последовательной обработки информации), с последующим синтезом и новым взглядом "издалека. Т.е., при решении практически любой задачи, имеет смысл чередовать (сочетать) параллельную и последовательную обработку информации, до тех пор, пока не будет получено достаточно четкое осознание ситуации
.
Тренинг объемного восприятия мира
Мы привыкли уповать только на аналитический способ обработки информации, а о чувстве гармонии мы иногда вспоминаем только, столкнувшись с произведениями искусства. Диссонанс фальшивой ноты в знакомой мелодии для большинства людей весьма ощутим, но, увы, диссонанс в мировоззренческой позиции, диссонанс в информации которой нас пичкают, мы не замечаем. А если и замечаем, то моментально пускаемся в анализ, не "прочувствовав" ситуацию до конца.
Умение пользоваться чувством гармонии – это не менее важное умение, чем умение пользоваться анализом. Для тренинга попробуем почувствовать гармонию-дисгармонию на паре предложенных тем.
Изгнание из Рая
Адам и Ева ослушались Бога, съели яблоко с запретного дерева и Бог изгнал их из Рая.
Прочувствуйте ситуацию применительно к себе… Ваши дети ослушались вас… Совершили проступок…
Это что ж они должны такое совершить, чтобы Вы их выгнали из дома?!
Что вы будете чувствовать в последствии? Как к этому отнесутся окружающие вас люди?
…..
Как могло возникнуть такое отношение к детям?
Вернемся в прошлое на несколько сот лет. Вы глава крестьянской семьи в двадцать душ (восемнадцать детей). Забот невпроворот, работа от зари до зари. Возится с каждой "малявкой" в отдельности нет времени, и, если кто не вписывается в семью, то остается или "прибить", или изгнать (не велика потеря, ртов и так хватает)! К потерям не привыкать – болезни
постоянно берут свое. А каждый год новый приплод, который требует есть.….
Прошли века. В семье 1-3 ребенка. Само выживание не отнимает уже столько времени. Значительно больше внимания занимает сам человек, его душа. И если ребенок что-то сделал не так, то - это значит что и у нас внутри что-то не так, что-то мы не понимаем, что-то мы не умеем.
А выгнать ребенка…?! И если даже "ребенку" за двадцать лет, то все ли будет здесь гладко?
…
ПОЧЕМУ?!!!
Почему, мы принимаем притчу об изгнании из Рая как само собой разумеющееся, как должное? Почему не почувствовали диссонанса с нашим отношением к миру?
Что усыпило наше чувство гармонии?
А вот более тонкая задачка на ту же тему. Попробуйте прочувствовать противоречивость ситуации.
Предположим, вы попали в Рай
Житье - просто рай. И вдруг ваш сосед возмутился (в Раю!) действием (бездействием) Бога!
Как вы прореагируете? Как вы будете действовать?
- Казните на месте? Изгоните из Рая? Сделаете внушение? Донесёте?
- Не будете предпринимать никаких действий (Бог все видит, все знает)? Но как вы прореагируете в своей Душе - в своих мыслях, в своих чувствах?
А как же поступить "ПРАВИЛЬНО"?
Может, "правильно" проявить любопытство? Попытаться осознать ситуацию?
А затем…